Повышение престижа труда: социальный заказ россиян

Печать

22 Декабрь 2010

Печать

...предпринимательство вновь становится привлекательным для молодежи. Если 5 лет назад мечтой выпускников вузов была работа в госкомпании или в Администрации президента, то сейчас заметная часть раздумывает о работе в технологических компаниях, стартапах. Необходимо более активное участие средств массовой информации в создании образа техно-предпринимателя, ученого-инноватора, как ролевой модели, взамен образа бандита или олигарха. Нам нужны герои – прогрессивно мыслящие предприниматели, создавшие что-то своими руками, своей головой.

 

Из статьи директора по инвестициям кластера Энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Ильи Дубинского «Образ инноватора нужно культивировать», июнь 2011 г.

 

***

 

Из комментариев к записи в видеоблоге Дмитрия Медведева от 6 сентября 2010 г.
«Без квалифицированных рабочих модернизация не получится»
, http://blog.kremlin.ru

 

Из стенографического отчёта заседания Комиссии по модернизации
и технологическому развитию экономики России, 14 декабря 2010 г.,
Московская область, Сколково

 

См. запись в видеоблоге Дмитрия Медведева от 21 февраля 2011 г.
«Государство должно задавать приоритеты: какие профессии нужны»
и комментарии к записи

 

Из стенографического отчета встречи Президента России Дмитрия Медведева
с представителями малого бизнеса Пензенской области, 14 июля 2011 г., Москва, Кремль

 

*

 

Из комментариев к записи в видеоблоге Дмитрия Медведева от 6 сентября 2010 г.
«Без квалифицированных рабочих модернизация не получится»,
http://blog.kremlin.ru


Лариса Краснова, Саратовская область, 27 ноября 2010
Певцов у нас на эстраде и так предостаточно. А количество грамотных инженеров-конструкторов катастрофически уменьшается.


Константин Ларионов, Удмуртская Республика, 4 октября 2010
Пришло время признать, что для исправления ситуации необходимы СИСТЕМНЫЕ мероприятия, в числе которых я вижу пересмотр критериев оснащения и финансирования НПО и популяризацию всеми доступными средствами профессий материального производства.


Байкальский Шаман, Иркутская область, 30 сентября 2010
…Где агитация за восстановление общественной ценности базовых профессий: рабочего, инженера. ...мы сейчас плодим армию никчемных менеджеров, знающих компьютер на уровне уверенного пользователя и умеющих обращаться с принтером. И не заказом со стороны предприятий решаются эти вопросы, а тем, как детям привить любовь к подобным профессиям...

Александр З., Хабаровский край, 14 сентября 2010
Согласен с нашим президентом в том, что надо повышать престиж рабочих специальностей. Профессия рабочий опять должна зазвучать гордо, как это было во времена Советского Союза. Я помню как сварщик с завода гордился тем, что он сварщик и работает на заводе. Люди гордо шли на проходную и удовлетворённо шли обратно с работы. Мастер – это элита рабочего класса, всегда была примером для остальных рабочих людей.


Сергей Федорович, Московская область, 11 сентября 2010
Богатство любой страны в профессиональных мозгах дающих идеи и в профессиональных рабочих руках, воплощающих задуманное в результат. А остальное должно служить на их благо и процветание. Любой перекос в этой формуле ведет к катастрофе духа и бунту разума.


Алексей Лошаков, Москва, 10 сентября 2010
Давайте сделаем рабочие специальности престижными.
Престижная профессия – значит уважаемая и нужная обществу.
И сколько ни платите трактористам, сколько ни переделывайте систему образования... пока слово Крестьянин останется насмешливым – никто в Трактористы не пойдет.


Степанов Виктор Иванович, Алтайский край, 9 сентября 2010
…престиж рабочих профессий в России упал до нуля.

maRo4ka, Кемеровская область, 9 сентября 2010
…Все развлекательные передачи наперебой приглашают артистов и актеров, людей сцены. Где колхозники? Где сталевары и шахтеры? Где слесари и сварщики? Где рассказы про реальную жизнь и реальную деятельность? Неужели доярка готовит салаты хуже модельки? А чего стоит отладить двигатель БЕЛАЗА и запустить в работу эту огромную машину? К чему готовим детей? Петь, плясать и кривляться на сцене? … Где экскурсии школьников на предприятия? Где популяризация рабочего человека? Где формирование уважения к людям, которые умеют работать руками, а не языком?


Старцев Юрий Александрович, Краснодарский край, 8 сентября 2010
…Для того, чтобы профессия высококвалифицированного рабочего среди подрастающего поколения была престижна, нужна:1) достойная заработная плата; 2) гарантированные рабочие места для выпускников учебных заведений; 3) новейшая материально-техническая база, отвечающая последним требованиям современного производства, а не станки ДИП-300; 4) изменение имиджа профессии на уровне прессы и кинематографа, так как с имиджем банкиров, менеджеров, сотрудников силовых ведомств и т.д. кинематограф справляется, гораздо сложнее для него рабочий с его «не брутальным» видом.


Шепелев, Орловская область, 8 сентября 2010
...ничего не делается в области поднятия престижа «человека труда». Без этого, как ни назови, хоть ПТУ, хоть колледж, мы не добьёмся прорыва в этой отрасли…

Виктор Викторович, Москва, 8 сентября 2010
Не пьянство и наркотики или рок-концерты с мордобоем, а как в моё детство – технические кружки, союзные конкурсы, уже в школе запах большой науки и мечта о пилотируемом выходе в ХХI веке в глубокий космос.


Томич, Томская область, 8 сентября 2010
СМИ, ТВ надо поднять престиж квалифицированного рабочего класса в обществе. Я отлично помню, как еще в советское время с уважением относился, будучи мальчишкой, к простым рабочим, которые работали на станках с ЧПУ. …престиж простого рабочего класса ниже плинтуса, а необразованных молодых людей с дипломом о высшем образовании теперь хоть отбавляй.


Эдуард Яковлевич, Москва, 7 сентября 2010
Ещё 25–30 лет назад начинающий рабочий на заводе получал 200 рублей, а бесполезный для народного хозяйства МНС из кинофильма «Гараж» 120. Идеалами профессий для молодёжи служили космонавты, военные и гражданские лётчики, капитаны подводных лодок и ледоколов, машинисты многотоннажных поездов, конструкторы сложной техники и рабочие на станках с ЧПУ. Теперь же всё поменялось… Нужен коренной поворот в идеологии, в образовании, в политике СМИ.


mikhail123, Москва, 6 сентября 2010
Россия всегда гордилась своими мастерами. Задача государства обеспечить условия для восстановления традиций и уважения к профессии.

Мирошниченко Алексей Анатольевич, Удмуртская Республика, 6 сентября 2010
Проблема престижа рабочих профессий – проблема социального статуса. Несомненно, в не малой мере статус определяется зарплатой, но есть и потребность в общественном признании рабочей профессии, в перспективах социального лифта. Есть ли сегодня передачи, фильмы и книги, где главный герой – рабочий? Есть ли среди депутатов Государственной Думы и региональных законодательных собраний депутаты, пришедшие от станка?


Кудинов Дмитрий, Волгоградская область, 6 сентября 2010
В представлении большинства молодых людей рабочий – это дядя Вася-фрезеровщик, принявший стакан водки с утра и спящий под станком.
…проблема касается и подготовки инженерных кадров для предприятий. На вопрос к выпускникам, почему они в ВУЗы пошли на менеджмент или экономику, а не на инженерные специальности, я слышал ответы: «А на машиностроении чертить много надо» или «Конструктором, технологом и мастером работают неудачники, а менеджер только считает деньги».


Али, 6 сентября 2010
Как пойдёт в рабочие профессии молодёжь, воспитанная нашим телевидением?! – завораживающая жизнь «звёзд», ночных клубов, богатых людей. Раньше хотели стать космонавтами, теперь: артистами, моделями, банкирами. Прохоров верно сказал про «Нашу Рашу». Какая ответственность может быть у тех, кто свою собственную страну воспринимает теперь и называет именно таким образом?!


*


Видеоблог Дмитрия Медведева, http://blog.kremlin.ru

6 сентября 2010 г.


Без квалифицированных рабочих модернизация не получится


На совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года


Очевиден тот перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин, социальных, демографических, экономических, перекос в сторону высшего образования. И очевидная нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования.

Я помню, меня искренне удивила ситуация, когда я посещал одно из таких очень продвинутых, современных ПТУ, выпускники которого занимаются впоследствии вопросами обслуживания наших трубопроводных систем. Это современное профессиональное учебное заведение. Я посмотрел на тех, кто там учится. Один товарищ меня просто заинтересовал. Сидит такой дяденька, лет 27, наверное, 29. Я подошёл, спросил, что он здесь делает. Он говорит: «Я учусь, у меня есть высшее образование, оно мне не нужно. Мне уже много лет, я хочу получить образование в ПТУ. Я буду получать после этого профессионально-технического учебного заведения нормальные деньги для того, чтобы содержать себя и семью». Вот такой абсолютно рафинированный пример того, как мы нерационально расходуем деньги на подготовку специалистов, люди сначала идут, учатся в университетах, а потом получают совсем другое образование. И, во-вторых, это пример того, как девальвировалось, соответственно, высшее образование, а, с другой стороны, что нужно делать в направлении укрепления среднего специального образования.

Подготовка специалистов должна вестись с учётом реальных потребностей экономики в условиях модернизации нашей экономики. Чтобы профессионально-техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах. То есть нужен чёткий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом.

Очевидно, что без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров.

Там, где уже сегодня сам бизнес финансирует свои профессиональные учебные заведения, это очень хорошо. В этом случае они сами определили, как им работать дальше, какой контингент преподавателей иметь, какие финансовые инструменты использовать, какие зарплаты платить. Но в ряде случаев бизнес ещё не готов к этому. Нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы, например, на те или иные профессии. Те же самые строительные ПТУ: в каждом регионе есть десятки подрядчиков, относительно небольшие региональные подрядчики, которые нуждаются в квалифицированных кадрах, – надо, чтобы они принимали на финансирование, частичное финансирование, образовательную сеть.

Я поддерживаю идею реализации мероприятий, которые должны бы способствовать повышению престижа рабочих специальностей. Это войдёт и в поручение по итогам Государственного совета, включая возможности использования социальной рекламы, ознакомления учащихся с перспективами трудоустройства. То есть это должна быть современная система мониторинга и современная система поиска и распределения. И меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования.

 

***

 

Из стенографического отчёта заседания Комиссии по модернизации

и технологическому развитию экономики России, 14 декабря 2010 г.,

Московская область, Сколково:

 

А.ГОЙХМАН (Гойхман Александр Юрьевич, заведующий лабораторией ионно-плазменных технологий инновационного парка Российского государственного университета имени Канта):

 

...что очень важно, я считаю, необходимо популяризовывать имидж учёных в стране и среди молодёжи, среди школьников, среди абитуриентов. Потому что студенты, наши же студенты, они не чувствуют, что за наукой будущее. Они уходят в бизнес, в прикладные какие-то разработки или даже вообще в IT, куда угодно. Но они не хотят работать на развитие науки. Почему? Потому что нет имиджа. И для создания имиджа, конечно, важным и хорошим делом было бы создание какого-то, может быть, телеканала про науку и учёных.

 

Д.ПОДОРЯЩИЙ (Подорящий Дмитрий Александрович, директор научно-исследовательского центра «Вертолёты России»):

 

...Мы все знаем о  проблематике преемственности поколений, о необходимости сохранения компетенции в области инженерной науки, это очень важный момент, его необходимо развивать, сохранять и способствовать. Необходимо устранять тот информационный разрыв, который возник между поколениями.

 

...С точки зрения популяризации именно профессии инженера, популяризации имиджа инженера необходимо сделать два шага навстречу, не дожидаясь, пока индустрия создаст конкурентоспособные условия для специалистов и рынок сам расставит всё на свои места: у людей будут высокие зарплаты, рабочие места. Необходимо уже на уровне студенчества обеспечить систему стимулирования в виде (назывались разные варианты) и грантов, и стипендий для того, чтобы выдвинуть студента, который выбрал путь инженера, на качественно новый уровень и предоставить ему конкурентоспособную среду для образования.

 

А.РЕПИК (Репик Алексей Евгеньевич, президент ЗАО «Р-Фарм»):

 

...принципиально важно растить учёных-инженеров в собственной стране, а главное – их потом, как коллеги в предыдущих выступлениях отметили, удерживать.

 

Е.ЗАЙЦЕВ (Евгений Зайцев, генеральный партнёр компании «Helix Ventures»):

 

...Следующее, о чём нам хотелось бы упомянуть, – это некая пропаганда инновационной деятельности. Не только инновационной деятельности науки, но и венчурного капитала тоже. РБК, например, ведёт прекрасную программу, которая называется «Технопарк», на канале «Вести-24». И нам кажется, что было бы здорово организовать какую-то подобную программу на одном из федеральных каналов.

 

О.УСКОВА (Ускова Ольга Анатольевна, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий):

 

...Первое. Вопрос, которого уже касались коллеги, – вопрос престижа инноваций, это работа СМИ и медийных продуктов. Ребята говорят: вот мы включаем телевизор, а нас там нет. Там есть банкиры, там есть бандиты, там есть «реальные пацаны», есть «Дом-2». Там нет сторонников модернизации, там одни противники, Дмитрий Анатольевич.

 

Д.МЕДВЕДЕВ: Иногда банкиры и бандиты, совпадающие в одном лице.

 

О.УСКОВА: Да. Поэтому если секцию делать «Противники модернизации», то можно включить какой-нибудь канал, например ТНТ.

 

Так вот, на текущий момент действительно очень важно сделать телевизионную и кинопродукцию, которая бы в рамках социального заказа создавала бы промоушн образа жизни сторонника модернизации, образа жизни новатора.

 

...Мы начали делать на радио реалити-шоу, где мы взяли пять предпринимательских коллективов и вёдем их в реальном времени от одного их события к другому: вот они получили грант, вот смогли или не смогли по каким-то причинам зарегистрировать патент и так далее, и так далее. Мы считаем, что на текущее время такие продукты очень важны. Плюс очень важно в рамках таких продуктов именно в игровой форме, именно в интересной форме подавать некоторые тьюторы, «обучалки». Если человек проснулся где-нибудь в Омске, молодой парень, и решил – хочу в Сколково. Как ему попасть в Сколково? Идти вместе с рыбным обозом?

 

Не все любят ходить на официальные сайты, они не умеют читать эту информацию. Нужны тьюторы, нужны очень понятные, вплоть до комиксов, мероприятия, которые весело и смешно читать, это остаётся в голове.

 

...Россияне всегда отличаются скромностью, мы лучше будем говорить про свои проблемы, но мы очень не любим почему-то рассказывать про свои победы. Модернизация же уже идёт, у нас уже есть результаты, а мы вообще про это не любим говорить, мы всё время говорим про проблемы. И мне кажется, что нам обязательно надо делать контур, где мы делаем доклад, причём на международном уровне, о позитивных результатах модернизации.

 

Я хочу сказать, что мы должны беречь свои ресурсы, и мы предлагаем собирать по-простому – никакого тут личностного фактора нет – победителей олимпиад, победителей международных соревнований, научных конкурсов. Собрать их в некоторый интеллектуальный фонд, желательно, конечно, с президентским участием, чтобы всё это дело курировать. Мы должны знать наши «месторождения». И эти ребята должны понимать, что, становясь кандидатами в этот фонд, они становятся кандидатами в команды крупнейших проектов модернизации.

 

Д.МЕДВЕДЕВ: ...По поводу информационного сопровождения модернизации, по поводу информационного сопровождения инноваций Вы, конечно, абсолютно правы. Вообще, всегда цепляет то, что интересно и весело. То, что занудно, обычно никак никого не цепляет: ни молодого человека, ни уже совсем зрелого, поэтому такие продукты должны возникать.

 

...Мы когда-то, я имею в виду нашу общую Родину, Советский Союз, снимали много фильмов про учёных, про изобретателей, про инженеров, это была абсолютно престижная тема. Это было в 60-е годы особенно.

 

Потом эта тема стала не модной, как раз действительно появились новые герои, которых Вы обозначили. Но это тоже естественно, потому что о тех героях во время советского периода ничего не снимали. Трудно было посмотреть фильмы про банкиров и бандитов, их практически не показывали, про наших, я имею в виду. Теперь стали показывать очень много.

 

Я согласен, что должен быть какой-то позитивный ряд, позитивный ряд людей, которые за счёт труда, личных вложений, за счёт активности добиваются успехов. Вообще пример успеха – это очень важно. И нужно, чтобы такие примеры касались и тех, кто занимается инновационным бизнесом, занимается модернизацией. Ряд коллег, здесь выступая, предлагал создать какие-то новые каналы, включая научные каналы. Я подумаю об этом, тем более некоторые предложения на эту тему существуют, в том числе у ВГТРК. Так что мы к этому вопросу вернёмся в самое ближайшее время.

 

То же самое касается и результатов. Я с Вами согласен в том, что обязательно нужно предъявлять результаты, иначе возникает ощущение, что мы находимся в бесконечном поиске, сталкиваемся с одними проблемами, нам ничего не удается, что мы лузеры, у которых ничего не получается. И вот мы говорим: вот проблема такая-то, вот проблема такая-то, а вот здесь денег не хватает, вот здесь не хватает государственных усилий, здесь бюрократы мешают.

 

Всё это есть, но нужно рассказывать и о том, что произошло хорошего, потому что иначе руки опускаются. А тот, кто занимается именно вот такого рода исследованиями, которые мы сегодня обсуждаем, инновационным бизнесом, это люди с очень существенным зарядом оптимизма, иначе бы они никогда не пошли в этот бизнес, они, может быть, что-то другое для себя выбрали.

 

М.СЛУЧ (Случ Михаил Ильич, директор школы № 1060, г. Москва):

 

...Каким-то образом нужно решить вопрос, каким-то образом нужно создать даже своеобразную конкуренцию, так, чтобы в школу пришли действительно высококвалифицированные специалисты, об этом часто говорится, с хорошим классическим образованием: это инженеры, это учёные, это действительно IT-специалисты, это люди, реально владеющие иностранными языками. Потому что только приход этих людей в школу даст для учеников достаточный уровень, создаст достаточный образец. Когда мы сегодня говорим о повышении имиджа профессии инженера, учёного, исследователя, это можно делать разными путями, но мне кажется, самый прямой, самый ясный путь – это когда в детстве ученики, школьники сталкиваются с таким человеком в школе.

 

Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации

 

***

 

Из стенографического отчета встречи Президента России Дмитрия Медведева

с представителями малого бизнеса Пензенской области, 14 июля 2011 г., Москва, Кремль

 

В.ПОТАПОВ: Я бы хотел поднять следующую тему, тему, которая волнует меня и, я думаю и уверен, и знаю, что и многих товарищей, которые здесь у нас сегодня присутствуют со мной, – это тема кадров. Рабочих рук не хватает, Дмитрий Анатольевич. Не статусно сегодня, не престижно быть рабочим. Лично у меня складывается впечатление, что на сегодняшний день в стране престижно быть банкиром-финансистом, певцом и юмористом. На самом деле. И молодёжь-то, главное, думает так же, что очень плохо.

 

Один пример из личного опыта общения с молодёжью. Пошёл в школу преподавать основы предпринимательства для старшеклассников и, как говорится, учить так учить, воспитывать – так воспитывать на собственном примере: как хорошо учился в школе, затем в строительном институте, как служил в армии, перешёл на заочный факультет, пошёл работать на стройку простым рабочим, как делал карьеру, поднимался по служебной лестнице, стал руководителем собственного строительного предприятия, как начал развивать другие направления в бизнесе. Всё нормально, заинтересовал пацанов, девчонок, сложился диалог, всё хорошо. Звучит один вопрос: «Владимир Васильевич, а как долго Вы шли к своему относительному успеху?» Говорю: «Ребята, считай, уж, наверное, лет двадцать». – «У-у-у!» – «Не понял. Что такое? На ваш взгляд, это долго?» – «Да вот что-то как-то да, многовато». Как говорится, воспитываю дальше: «Ребята, понимаете, без труда не вынешь рыбку из пруда», – и так далее, и тому подобное. А сам понимаю, что не готова молодёжь на сегодняшний день так долго идти к успеху, как-то побыстрее им, всё и сразу. Не готовы начинать с рабочих, не готовы становиться и быть рабочими. Мне кажется, Дмитрий Анатольевич, пришло время у нас в стране задуматься и что-то менять в этом направлении. Нужно поднимать престиж и статус рабочих профессий.

 

Помните, как было раньше, Дмитрий Анатольевич? Лозунг: «Человек славен трудом!». Это был центральный лозунг партии и правительства. Государственный, по сути дела, лозунг, на который работала вся страна и в первую очередь средства массовой информации.

 

А что сейчас? Давайте включим телевизор, что мы там видим. Это наши, уже современные, родные, отечественные мыльные сериалы про наших доморощенных дорогих олигархов, богатеев с их няньками, кораблями-пароходами, особняками, сейфами, из которых всегда можно, как фокусник из шляпы, достать любую сумму денег и красиво её потратить. Либо это какой-то офисный гламур, где они непонятно чем занимаются, им там весело, хорошо и свободно, они там интригуют друг с другом, козни какие-то друг другу делают. Вот опять же такой фильм про студентов, студенческие сериалы, какие-то бесшабашные, безответственные студенты у нас, которые живут одним днём и думают только о том, где взять денег, либо с помощью каких-то сомнительных коммерческих предприятий, либо с родителей потрясти, чтобы опять же удовлетворить свои сиюминутные потребности в каких-то удовольствиях.

 

Нужно, конечно, что-то менять в стране, Дмитрий Анатольевич. Нужно показывать молодёжи, что есть другие пути для самореализации, и это может быть запросто профессия простого рабочего, которая тоже позволит добиться успеха в жизни, добиться статуса в обществе, добиться уважения в коллективе и обществе. Вспомните, какие раньше были фильмы. Про монтажников «Высота», «Москва слезам не верит», «Свинарка и пастух» – замечательные фильмы. Центральная тема (мне тогда было 10 лет, но я уже тогда понимал, о чём говорится в этих фильмах) – это чувство долга, чувство товарищества, чувство коллективизма, и главный герой, красавец, человек труда, на которого хотелось равняться даже нам, тогдашним детям.

В общем, нужно что-то менять, Дмитрий Анатольевич. Когда мы хотим – мы поднимаем статус военнослужащего. Посмотрите, у нас сейчас на телевидении и передачи есть, которые направлены на это, и тематические какие-то рекламы, и фильмы, есть новые фильмы. Есть и целый отдельно взятый канал «Звезда». Поэтому я бы вообще, Дмитрий Анатольевич, начинал бы, наверное, с наших самых маленьких, если уж говорить о повышении статуса, с тех, кого ещё можно воспитать и не нужно перевоспитывать. Это мультики, стишки. Опять же, обращаясь к нашему детству, помните: «Все работы хороши, выбирай на вкус!». А параллельно бы воспитывал уже их старших братишек и сестрёнок, а также их родителей.

 

Сейчас у нас в обществе какая-то негативная ситуация. Вроде бы если ты рабочий, то неудачник. И лозунг у нас другой. Не «Человек славен трудом», а «Человек славен добром!». И это отнюдь не душевное добро, а уровень благосостояния. Казалось бы, непонятно: вроде предприниматель, и так в уничижительной форме говорит о благосостоянии. Но все мы здесь, в том числе, социально ответственные предприниматели, и для нас это не главное. Мы, конечно, зарабатываем прибыль, мы работаем для того, чтобы её зарабатывать. Единственное, мы не складываем её в сейфы. Мы её инвестируем снова в развитие собственного предприятия, в создание новых рабочих мест. И основной вопрос: а придёт ли кто-то к нам на эти новые рабочие места?

 

У нас, конечно, что-то делается в государстве для этого. Очень приятно осознавать, что Вы поощряете людей труда, Вы проводите награждения в Кремле. На мой взгляд, Дмитрий Анатольевич, надо как-то этому придать статус, потому что такое впечатление, что наградили в Кремле – ну и будь доволен: получил медальку – иди, тихо празднуй в кругу своей семьи. Нужно на федеральном уровне кричать об этом, говорить, хвалить, долго хвалить этих людей: на муниципальном уровне, в том числе в коллективе, в городе, чтобы закачали этого человека, чтобы голова закружилась в хорошем смысле слова. И чтобы другим был пример, и чтобы на этот пример все равнялись. Я не знаю уже, вплоть до того, что доску по месту жительства: «Здесь живёт Герой труда России». И чтобы – на городскую доску почёта, и на самое почётное место; чтобы молодёжь шла, и один из молодых сказал: «Вот, смотрите – батя мой». Ему сказали: «А кто у тебя батя?» – «Токарь у меня батя». – «Крутой у тебя батя». – «Да не крутой, ребята, уважаемый: его страна уважает, его Президент уважает».

 

И что касается наград, Дмитрий Анатольевич. Есть у нас на сегодняшний день награды: это и «Герой России», и награды «За заслуги перед Отечеством». Вспомните опять, как было раньше: «Герой Советского Союза» и «Герой социалистического труда» – две равноценные по статусу награды. Но одну зарабатывали на ратном поле, вторую зарабатывали на трудовой ниве. А мы на сегодняшний день, мне кажется, лишили, незаслуженно лишили наших людей труда того трудового олимпа, к которому они могли бы стремиться.

 

Опять же, фразы «заслуги перед Отечеством», «Отечество», «защитник Отечества», «Отечественная война», не дай бог, не ассоциируются с трудом, Дмитрий Анатольевич. Вот с танком, с самолётом, с вертолётом – ассоциируются; с комбайном, со станком – не ассоциируются.

 

Мне кажется, нужно всё-таки дать людям возможность. Я знаю, что готовы люди совершать на сегодняшний день трудовые подвиги на трудовой ниве. И я думаю, что это будет хорошим примером для всех остальных, и они будут тянуться. Если уж провести сравнение, есть у нас спорт высших достижений, который, несомненно, подтягивает за собой всю остальную инфраструктуру, массовый спорт. Здесь, мне кажется, нужно пойти по тому же пути.

 

Д.МЕДВЕДЕВ: ...по поводу того, о чём сказал Владимир Васильевич, о престижности тех или иных профессий, и прежде всего профессий рабочих.

 

Ситуация изменилась. Она очень сильно отличается от того, что было и в советский период, и в 90-е годы. В советский период действительно было особое отношение к труду и к достижениям в области труда. Но если говорить откровенно, и вы это помните, и я это помню, я бы не стал идеализировать систему поощрений, которая сложилась в Советском Союзе. Она была абсолютно формальной и зачастую абсолютно заидеологизированной. И по каким критериям, например, тот или иной человек получал награду, понять было сложно. И сейчас-то иногда не разобраться. Приносят мне на подпись каких-то людей. Президент же не может погрузиться сразу же в этот список и сказать: вот этот – достоин, вот этот – не достоин. Естественно, ты всегда ориентируешься на позицию Администрации Президента, на тех, кто ведёт этот отбор. В тот период награждали вообще по разнарядке, напомню, в том числе это было так: скажем, на трёх рабочих, допустим, одного представителя интеллигенции и так далее. Это не значит, что всё, что делалось тогда, было плохо, но просто если что-то воспринимать, то, мне кажется, воспринимать какие-то всё-таки здравые вещи.

 

В чём они заключаются? Понимаете, может, у вас другие ощущения, но вот я думаю, например, чем можно было бы действительно молодёжь заинтересовать к нормальному, производительному, современному труду, допустим, труду рабочего. По моим ощущениям, это в самой меньшей степени – награды. Моральная оценка в жизни любого человека важна, сомнений нет. И более того, чем старше человек становится, тем для него, наверное, важнее моральная оценка того, что он сделал. Но когда человек ещё молод, конечно, не в меньшей степени для него важны прозаические вещи: деньги, возможность решить свои семейные проблемы: квартира, транспорт, земля, для того чтобы можно было семью вывезти куда-то за город, чтобы дача была какая-то. И вот здесь-то как раз основной диссонанс и существует, потому что мы все говорим: «Да, нужны рабочие, без рабочих мы не можем двигаться», – особенно когда речь идёт о квалифицированных рабочих, а зарплаты невысокие. Я не говорю о дефицитных профессиях, где все готовы платить большие деньги, я говорю о стандартном наборе профессий. Поэтому, конечно, прежде всего престижность рабочей профессии будет определяться оценкой этого труда. И это абсолютная, на мой взгляд, непреложная вещь в рыночной экономике. Сколько бы мы ни создавали систем поощрения, если рабочий будет получать пять тысяч рублей в месяц – мы рабочих не найдём. Поэтому это главное.

 

А это как раз зависит в значительной мере от вашего настроения, от отношения работодателей, будь то малые предприятия, индивидуальные предприниматели или гиганты какие-то. И именно это будет генерировать поток молодых людей, мальчишек и девчонок, которые готовы заниматься рабочим трудом.

 

Я не так давно был в Подмосковье и встречался с молодыми ребятами, которые учатся в колледжах и новых профессионально-технических учебных заведениях. Всегда, когда Президент приезжает, есть опасность того, что там залакируют всё, подберут тех, кто уже имеет три кандидатские степени, стараясь выдать за молодых рабочих. Но если говорить серьёзно, то мне понравились ребята, они мотивированные.

 

И чем их мотивация объясняется? Вот Вы из небольшого города, Вы любите свой Заречный, потому что считаете, что это современный, не без проблем, конечно, но развивающийся небольшой город, созданный недавно. И вот там тоже – относительно небольшой городок в Подмосковье, в котором расположено, наверное, пять крупных, по меркам этого города, предприятий, традиционно работавших на оборонку. И вот они говорят: «Вы знаете, мы – патриоты своего города, мы отсюда никуда не хотим уезжать. Мы понимаем, что когда-то эти предприятия были на очень хорошем счету. Сейчас там свои сложности есть. И мы хотим получить правильное образование, рабочее, для того чтобы прийти туда и продолжить то, чем занимались наши деды, наши отцы, трудиться именно на этих предприятиях, но, конечно, трудиться по-новому. Мы хотим, чтобы нам нормально платили, чтобы у нас были возможности для того, чтобы приобрести жильё: если не сразу, то по ипотеке, допустим, по схеме жилищно-строительного кооператива, ещё какой-то схеме, как молодые специалисты». И этот разговор мне запомнился просто потому, что они: а) хотят трудиться; б) готовы трудиться не юристами, экономистами, банкирами и так далее, о чём Вы говорите, а готовы трудиться именно по рабочей сетке, заниматься рабочими специальностями.

 

Что нужно делать? Нужно всячески стимулировать и систему образования, и работодателей, то есть вас, предпринимателей, к тому, чтобы у вас были возможности приёма молодых специалистов и возможности, естественно, правильно им платить и решать их социальные проблемы. Тогда мы сможем заместить выбывающий рабочий класс.

 

Сейчас проводится так называемая аттестация рабочих мест, которой занимаются предприниматели, занимается государство. Нам нужно поменять требования к отдельным рабочим местам. Иногда просто даже наименование рабочих должностей необходимо изменить, потому что они остались из прошлого, и не всякое прошлое в этом смысле комфортно для молодых людей. Поэтому это совместная задача для государства и бизнеса.

 

Вам сказали, что 20 лет – это длинный путь к успеху. Вы знаете, я понимаю их. Будь я на их месте, я бы тоже так думал. Неизвестно, как у каждого из них сложится жизнь. Но когда ты смотришь на людей нашего возраста, старше нашего возраста, понимаешь, что хорошо, конечно, когда в 40, 50 лет человек достиг успеха, но мне-то всего 20, я хочу быть успешным в 25! У меня семья, например, появится в 20 с небольшим, почему я должен эту семью держать в чёрном теле до 40 лет, мыкаться по общежитиям или ещё где-то. Может быть, нам даже это и не очень приятно слышать, потому что мы, допустим, старались эти задачи решать по мере сил. Я помню, какое счастье для меня было, когда я сумел приобрести первую квартиру в своей жизни. Ну, это просто великий день в жизни любого человека. И это было не в 20 лет, скажем откровенно, мне было тогда 30 лет. И то я считаю, что мне повезло, я тогда стал много работать, бизнесом занимался, юристом работал. В общем, я считаю, что они имеют право говорить о том, что успех должен прийти раньше. Так что в этом смысле на них обижаться не стоит, а главное просто, чтобы мы слышали друг друга, я имею в виду, люди разных поколений.

 

И, наконец, то, что Вы затронули. Довольно традиционная тема при обсуждении вопросов престижа рабочих специальностей, да и труда аграрников, например, это то, как это показывают в средствах массовой информации. Здесь действительно есть проблема, потому что объективно большинство фильмов наших современных снимается о людях других. Я даже не говорю, что это плохие люди, давайте не будем никого критиковать, и офисных работников не будем критиковать, они тоже нужны. Даже скажу страшную вещь, даже чиновников не будем критиковать, потому что без них ни одно государство тоже не обходится. Но в целом я с Вами абсолютно согласен, должны появляться фильмы, где представлены люди очень разных сред обитания. Пусть это будут и мультимиллионеры, и миллиардеры, но, с другой стороны, это должны быть люди обыкновенные, обычные студенты, школьники, обычные рабочие, малые предприниматели, потому что из этого и состоит наша жизнь. Кстати, на самом деле эти примеры, которые в мыльных сериалах нам даются, для многих же это ориентир в жизни, особенно для тех, кто ещё не вполне зрелый, тот, кто смотрит это, во всяком случае. Я, честно говоря, слабо себе представляю, что там показывают, потому что я такие фильмы не смотрю. Но, наверное, есть люди, которые на этих фильмах воспитываются. И в этом смысле, конечно, здесь есть о чём подумать, в том числе и нашим кинематографистам, и нашим каналам, которые такого рода продукцию снимают. Но здесь нельзя ничего навязывать, потому что как только начинаешь навязывать, закручивать, значит, возникают уже всякого рода перекосы.

 

И последнее. Вы сказали, что молодёжь хочет быстрого успеха, молодые люди хотят стать банкирами, артистами, ещё кем-то. А меня, честно говоря, тревожит больше другое: когда они хотят стать чиновниками. Почему? Не потому, что я плохо отношусь к чиновникам. Наоборот, я только что сказал, что это очень полезный труд для любого государства. Но, понимаете, я всегда думаю о том, какие побудительные мотивы у человека, когда он выбирает свою будущую профессию, свой жизненный путь. Понятно, когда лет 20-30 назад люди хотели быть конструкторами, космонавтами, артистами теми же – это популярные, интересные профессии, хорошо оплачиваемые, престижные. И сейчас есть такие. Но когда молодёжь строго выбирает в качестве жизненного пути путь государственного служащего, такого «Акакия Акакиевича», то возникает вопрос: а почему? Это очень престижно? Ну, наверное, не очень, внешне во всяком случае. Я не говорю про министерские должности, а такие низовые должности. Там хорошо платят? Нет, платят плохо. А почему? А потому что это способ быстрого обогащения – коррупция. То есть они видят в этом пример того, как можно быстро, не прилагая труда, добиться успеха в жизни. И вот здесь Вы абсолютно правы. Вы для того, чтобы достигнуть жизненного успеха, трудились 10, 20, 30 лет, зарабатывая всё по копейке, вкладывая в свой бизнес. А если у человека другой ориентир, вот я приду там на какую-то низовую должность, возьму раз пять какие-то всякие подношения, которые мне принесут, и после этого, может быть, успокоюсь или своё дело открою. Хотя, как правило, никогда этим не заканчивается, это становится способом существования на всю жизнь, пока человека не поймали за руку или по каким-то причинам он из системы не вылетел. И вот это очень тревожно, но это уже отдельная тема.

 

<...>

 

О.ЧЕРНЕНКОВА: ...имидж предпринимателя настолько плох: всё, лопатой деньги гребёт, вор, хапуга, что-то в этом духе. И причём средства массовой информации очень, очень этому имиджу помогают. То есть стереотип не стирается, а, наоборот, создаётся.

 

Д.МЕДВЕДЕВ: У Вас несколько с Владимиром Васильевичем [Потаповым], который начинал сегодня нашу дискуссию, отличные представления о том, что нужно показывать. Но я думаю, что в целом вы говорите всё равно об одном и том же. Всё равно нужно показывать лучшие образцы труда человека, будь то рабочий, или бизнесмен. Потому что мы все с вами знаем (а я говорю «мы», потому что я сам представляю, что такое бизнес. Это труд на самом деле), это точно не такая ситуация, когда тебе что-то с неба упало, и ты потом на протяжении всей жизни живёшь на дивиденды, которые платят тебе по ценным бумагам или ещё как-то. Да, такие случаи есть, но они очень незначительны, а в основном любой предприниматель, кстати, и малый предприниматель, и крупный, вкалывает каждый день. Каждый день ездит на работу, не важно, где он работает, принимает управленческие решения и несёт риски, причём серьёзные риски, потому что всякая предпринимательская деятельность – это рисковая деятельность. И об этом не должны забывать люди, которые у вас работают. Потому что, да, они иногда обижаются, говорят, вот там зарплата маленькая, ещё что-нибудь, но ведь и рискует сам предприниматель, а не наёмный работник. У наёмного работника другие трудности, но он хотя бы не рискует своим имуществом, а иногда, извините, своей головой. Поэтому психологическая атмосфера очень важна.

 

Я недавно встречался, буквально два дня назад, с представителями крупного бизнеса, очень крупного, и они, по сути, говорили то же самое, вот то же самое, что Вы сейчас говорите. Необходимо менять отношение людей к предпринимательству. Казалось бы, уже 20 лет, как существует новая экономика, а тем не менее стереотипы остаются. «Человек, который вчера ещё был наёмным работником, а сегодня стал какие-то копейки получать как предприниматель, сразу превращается в куркуля, человека, который занимается выжиманием последних соков из несчастных работников». Но мы-то понимаем, что это не так. Поэтому нужно об этом рассказывать и, даже если хотите, создать программу пропаганды предпринимательского дела именно как труда для огромного количества людей.

 

Мы к чему стремимся? Чтобы у нас процентов 30-40 людей, а то, может быть, и больше, стали предпринимателями. Подчёркиваю, 30-40 процентов. И тот самый малый бизнес, который у нас пока ещё совсем малый, разросся до размеров, которые он имеет, допустим, в крупных развитых странах. Если мы такие цели перед собой ставим, чтобы 30, 40, 50 процентов наших людей стали предпринимателями, мы должны им объяснять, что это за труд, в чём его сложности и в чём его преимущества. Если хотите пропагандировать его не в меньшей степени, чем пропагандировать труд рабочего, славный труд, но отдельный тоже труд, Вы, мне кажется, сами должны это делать. Согласны?

 

О.ЧЕРНЕНКОВА: Полностью.

 

Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации

Города-Герои
Города воинской славы
Российской Федерации
Государственные награды
Российской Федерации

Герои России

Кавалеры ордена
Святого апостола
Андрея Первозванного
Кавалеры ордена
«За заслуги перед
Отечеством» I степени
Лауреаты
Государственных премий
Российской Федерации
Лауреаты премий
Президента России
в области науки
и инноваций
для молодых ученых
Премия
Президента России
для молодых
деятелей культуры
Лауреаты премий
Правительства России
Наградные программы
и проекты, реализуемые
в соответствии с указами
и распоряжениями
Президента России
Лауреаты/победители
общероссийских
профессиональных
премий и конкурсов,
других авторитетных
национальных
наградных проектов
  2012 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными наградами, 2012 год
  2011 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными
наградами, 2011 год
  2010 ГОД
Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации посмертно, 2010 год
Граждане России –
кавалеры орденов
Российской Федерации,
2010 год
Граждане России, удостоенные
почетных званий, 2010 год:
«Летчик-космонавт Российской Федерации»;
«Народный артист Российской Федерации»;
«Народный архитектор Российской Федерации»;
«Народный учитель Российской Федерации»;
«Народный художник Российской Федерации»

Иностранные граждане,
удостоенные
государственных наград
Российской Федерации,
2010 год

Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за самоотверженные действия в экстремальных
условиях, 2010 год
Работники отраслей промышленности и АПК, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за достижения в труде,
2010 год

 

   
  Уважаемые друзья! Электронное периодическое издание «Трудовая слава России», www.slavatrud.ru, начавшее работу 1 января 2011 г., стало первым общероссийским медиа-проектом, специализирующимся на освещении созидательных событий национальной жизни. С 11 февраля 2013 г. проект развивается в формате сетевого издания «Время России» по адресу www.времяроссии.рф. Тематика остается прежней. Она выражена в слогане: «Говорите о главном!», и подзаголовке: «Летопись национального созидания и ратной доблести». Интернет-ресурс «Трудовая слава России» временно переходит в архив. В перспективе на этой площадке планируется создать не имеющий аналогов Интернет-ресурс, акцентирующий внимание на персональных трудовых достижениях наших сограждан. Живем по «Времени России»! Перейти в новое пространство проекта >>>