ВСЕ НОВОСТИ
  СОТНИКОВ Сергей Михайлович. ЧЕЛОВЕК ГОДА 2010

СОТНИКОВ Сергей Михайлович. ЧЕЛОВЕК ГОДА 2010

Печать

 

Э.Мацкявичюс: На одной из своих пресс-конференций Вы (обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину – ред.) как-то сказали, что для того чтобы в стране все было нормально, каждый должен «тяпать свою делянку», каждое утро вставать и тяпать. Вы знаете, мы нашли человека, который так и поступал, причем практически в буквальном смысле этого слова. Он, когда уволили всех его товарищей, один поддерживал в работоспособном состоянии целый аэродром и в результате спас 80 человек. Сейчас он находится в нашей студии.


Я попрошу Марию Моргун подойти к этому человеку.


М.Моргун:
У нас в студии начальник вертолетной площадки Сергей Михайлович Сотников из поселка Ижма Республики Коми. Я хочу обратить внимание, в течение 12 лет этот человек в одиночку поддерживал в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу, ту самую, на которую в сентябре приземлился самолет Ту-154М, тот рейс из Якутии в Москву, когда у самолета отказали все бортовые приборы.


Как мы помним, экипаж самолета наградили. Сергея Михайловича наградой пока обошли, но народ оценил его работу по достоинству и интернет-сообщество Томской области уже признало его народным героем.


Сегодня, я знаю, что у Вас наболевший вопрос, с которым Вы приехали.


Пожалуйста.


С.Сотников:
Спасибо вам за добрые слова в мой адрес.


Также хочу сказать, что я рад, что с моей помощью люди остались живы.


У меня вопрос. В Республике Коми раньше было очень много местных аэропортов (это малая авиация). Ан-2 летал практически в каждую деревню, и он был доступен всем. Ан-24, Як-40 летали в большие аэропорты и подпитывали транзитом эти большие аэропорты, что немаловажно. Сейчас аэропорты эти местные – кто-то сократился, кто-то ликвидировался, кто-то перешел в статус вертолетной площадки, как у нас.


У меня вопрос. Есть ли какая-то перспектива возрождения малой авиации на Севере? Можно возродить это или нет?


В.Путин:
Сергей Михайлович, во-первых, я хочу выразить просто восхищение тем, как Вы относились к своему долгу.


Можно Вас спросить? Вы же понимали, что вроде этот аэропорт не планируется к использованию. Вы зачем поддерживали его в работоспособном состоянии?


С.Сотников: Я надеялся, что возродится малая авиация. Все-таки надежда умирает последней.


В.Путин: То есть именно исходя из соображения, что нельзя допустить разрушения полосы, поскольку Вы считали, что она будет востребована и потом будет использована?


С.Сотников: Да.


В.Путин: Хочу Вам сказать, что Вы были правы. Наверняка так и будет.


Совершенно очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации. Основные элементы программы заключаются в следующем.


Во-первых, мы снизили практически до нуля ввозные таможенные пошлины на такую авиационную технику – не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают. Вот эти «аннушки» уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет. Надеюсь, что они будут. Но чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы, повторяю, сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты, по-моему, до 50 посадочных мест. Приняли решение, что мы возьмем на федеральный уровень и отфинансируем с федерального уровня небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах Российской Федерации, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий. А субъекты Российской Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если потребуется, а такая потребность, наверняка, возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах.

Из стенограммы специальной программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», 16 декабря 2010 г.

Источник: сайт Председателя Правительства Российской Федерации, http://premier.gov.ru

*

Аварийная посадка Ту-154 на заброшенном аэродроме в крохотном поселке Ижма взволновала читателей «КП».


Напомним: борт выполнял рейс из Мирного в Москву, когда над Республикой Коми у него отключилась система электропитания. Попросту перестали работать все навигационные приборы и насосы, качающие керосин из топливных баков.


Непосредственно в системе топлива оставалось на полчаса, экипаж запросил аварийную посадку в Сыктывкаре, и тут отказала радиосвязь: летчики не услышали, может ли их принять столица Коми. Где они находятся, на борту не знали,  примерно представляли, что это район Усинска; снизились, и тут заметили крохотный поселок. Удача: Коми – это сплошь леса, а на лес не сядешь...


Сделали круг, высматривая ровное поле. Когда внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса, летчики подумали, что у них галлюцинация...


Садились по стаканчику с минералкой: смотрели, чтобы вода стояла горизонтально. Полоса для такого лайнера должна быть минимум два километра, в Ижме оказалась 1360 метров: самолет пробежал ее и выскочил в лес, слава богу, что деревья не пробили топливные баки...


Через десять минут возле Ту-154 была половина поселка, включая мэра, МЧС и пожарных; семьдесят переживших жуткий стресс пассажиров отпаивали коньяком и кормили в столовой горячим питанием...


16 ноября президент Дмитрий Медведев присвоил командирам Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новоселову звания Героев России, штурманов и бортпроводников наградил орденами Мужества.


Это, конечно, правильно. Но, кроме летчиков, блогеры и посетители форумов требовали наградить начальника Ижемского аэродрома Сергея Сотникова: человека, который 12 лет поддерживал в состоянии готовности неиспользуемую, исключенную из аэронавигационных справочников полосу. Без его незаметного подвига не было бы в живых ни пассажиров, ни героического экипажа.


Источник: Скойбеда Ульяна. Как простой работник заброшенного аэродрома спас самолет с 72 пассажирами. Комсомольская правда, http://kp.ru

Фото: Ульяна Скойбеда; Комсомольская правда, http://kp.ru

*

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Кто вытащит нашу страну из ямы

Мужик выполнял свою работу. Правда, честно. Но без особенного героизма. А народ среагировал однозначно: вот герой нашего времени. Не хотим знать о дедах хасанах недобитых, хотим читать о Сергее Сотникове, на таких стоит земля Русская. Он настоящий мужчина, такие, может быть, вытащат страну из клоаки... Не утрирую: почитайте сайт «КП», там не такое еще написано.

Кажется, это сигнал для нас, газетчиков. Давайте начистоту: а ведь это то, от чего мы ушли. Репортажи о доярках, ничем сильно не замечательных, просто трудящихся на совесть, ну и, может быть, капельку радеющих за свое дело. Нам-то казалось это выспренним и скучным. Мы-то старались раздобыть сведения о звездах с силиконом и королях преступного мира и думали, что это интересно, – и вот какой получили отлуп. Есть о чем задуматься.

Источник: Комсомольская правда, http://kp.ru

*

Самолет Ту-154М авиакомпании «АЛРОСА» 7 сентября в 07.55 мск произвел вынужденную посадку в окрестностях села Ижма. Он летел из аэропорта «Полярный» (Якутия) в московский «Домодедово». В полете на высоте 10,6 тысячи метров отказала радиосвязь и навигационное оборудование, а также системы электропитания. На высоте 3 тысяч метров перестали работать электронасосы перекачки топлива.


Экипаж уже собрался посадить самолет на воду, выбирали участок реки и тут увидели посреди леса взлетно-посадочную полосу. По документам, это вертолетная площадка села Ижма.

Авиагоризонт не работал, положение самолета определяли по стаканчику воды, поставленному на консоль.


Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что из-за отказа электроприводов не удалось выпустить закрылки и предкрылки. Экипаж совершил посадку с третьей попытки. После приземления и пробега по взлетной полосе самолет выкатился за ее пределы на 200 метров.


На борту находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе женщина на 36-й неделе беременности, и трое детей. Никто не пострадал.


Летчики настоящие герои. Но есть один человек вне списка награжденных и он остался практически неизвестным. Неизвестным героем. А точнее – героем нашего времени.


Героя зовут – Сотников Сергей Михайлович. Сейчас даже не знают как правильно его назвать: начальник вертолетной площадки. В нашем времени вертолетная площадка в Ижме никому не нужна, село без перспективы. Начальство давно и думать забыло о Сотникове, а он в одиночку, и сторож и дворник. Он боролся с попытками застроить полосу, с желающими приватизировать ее по-тихому. Он чистил полосу и вырубал лес, наступавший на остатки цивилизации. Соблюдал все авиационные нормативы и требования и гонял грибников, норовивших оставить автомобили посреди полосы. Один, как мог боролся и с бардаком и с «невидимой рукой рынка». Если бы Ижма была городом, он бы считался городским сумасшедшим, охранявшим свой «остров невезения». Остров в тайге, приютивший в итоге всех, потерпевших крушение.


Сергей Сотников не «Герой России», но он – настоящий герой нашего времени, сохраняющий себя и страну, сохранивший восемьдесят одну жизнь.

Источник: http://luda-mavka.livejournal.com


*

Второй день на «городе» обсуждается личность человека и его подвиг. Ведь одно дело построить, а другое – сохранить то, что было создано когда-то. Тем тяжелее сохранять, когда государство и частные компании отвернули свои взоры от стратегических объектов, которыми являются аэропорты. Сергей Сотников своими силами и силами небольшого коллектива бережно хранил взлетную полосу аэродрома, официально закрытого в 90-м году и признанного непригодным в 2003 году (ранее принимал самолёты 3 и 4 класса: Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2 и им подобные). Из начальника Ижимского аэропорта превратился в начальника вертолетной площадки (вертолётная площадка – перрон перед зданием «аэровокзала» в аэропорту Ижма), но в свою сферу ответственности по прежнему включал весь аэропорт.

Напомню, что именно на аэродроме «Ижма» 7 сентября этого года совершил аварийную посадку самолет ТУ-154М Мирнинского авиапредприятия «АЛРОСА». Экипаж, чьи действия руководство страны оценило высокими государственными наградами, сумел посадить самолет с отказавшей энергосистемой и пустым топливным баком на короткой взлетно-посадочной полосе. Прежде в Ижме садились только самолеты типа Як-40 и АН-24, а в последние годы жителей райцентра с остальной республикой по воздуху связывали только редкие вертолетные рейсы. Упорство начальника аэродрома «Ижма», содержавшего имущество в отличном состоянии, стало одной из причин того, что аварийная посадка большого лайнера обошлась без жертв.


Окончив в 1978 году Егорьевское авиационно-техническое училище, Сергей Сотников перешел на работу в аэропорт «Ижма». Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлетно-посадочной полосы «Ижма» и прилегающих к ней территорий.

Источник: http://gorod.tomsk.ru

*

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько наградил почетной грамотой начальника вертолетной площадки «Ижма» Сергея Сотникова за добросовестное исполнение своих обязанностей и поддержание в работоспособном состоянии взлётно-посадочной полосы аэродрома «Ижма». Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.


Именно на аэродроме «Ижма» 7 сентября этого года совершил аварийную посадку самолет ТУ-154М Мирнинского авиапредприятия «АЛРОСА». Экипаж, чьи действия руководство страны оценило высокими государственными наградами, сумел посадить самолет с отказавшей энергосистемой и пустым топливным баком на короткой взлетно-посадочной полосе. Прежде в Ижме садились только самолеты типа Як-40 и АН-24, а в последние годы жителей райцентра с остальной республикой по воздуху связывали только редкие вертолетные рейсы. Упорство начальника аэродрома «Ижма», содержавшего вверенное ему имущество в отличном состоянии, стало одной из причин того, что аварийная посадка большого лайнера обошлась без жертв.


- Окончив в 1978 году Егорьевское авиационно-техническое училище, Сергей Сотников перешел на работу в аэропорт «Ижма», – говорится в сообщении Росавиации. – Благополучному приземлению самолета Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.


Источник: сайт Федерального агентства воздушного транспорта, www.favt.ru

*

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер подписал Указ о награждении Сотникова Сергея Михайловича – начальника структурного подразделения «Вертолетная площадка Ижма» федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» Почетной грамотой Республики Коми «за многолетний добросовестный труд» (Указ Главы Республики Коми от 14 декабря 2010 г. №184 «О награждении Почетной грамотой Республики Коми»).

Источник: официальный Интернет-портал Республики Коми, http://rkomi.ru

Города-Герои
Города воинской славы
Российской Федерации
Государственные награды
Российской Федерации

Герои России

Кавалеры ордена
Святого апостола
Андрея Первозванного
Кавалеры ордена
«За заслуги перед
Отечеством» I степени
Лауреаты
Государственных премий
Российской Федерации
Лауреаты премий
Президента России
в области науки
и инноваций
для молодых ученых
Премия
Президента России
для молодых
деятелей культуры
Лауреаты премий
Правительства России
Наградные программы
и проекты, реализуемые
в соответствии с указами
и распоряжениями
Президента России
Лауреаты/победители
общероссийских
профессиональных
премий и конкурсов,
других авторитетных
национальных
наградных проектов
  2012 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными наградами, 2012 год
  2011 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными
наградами, 2011 год
  2010 ГОД
Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации посмертно, 2010 год
Граждане России –
кавалеры орденов
Российской Федерации,
2010 год
Граждане России, удостоенные
почетных званий, 2010 год:
«Летчик-космонавт Российской Федерации»;
«Народный артист Российской Федерации»;
«Народный архитектор Российской Федерации»;
«Народный учитель Российской Федерации»;
«Народный художник Российской Федерации»

Иностранные граждане,
удостоенные
государственных наград
Российской Федерации,
2010 год

Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за самоотверженные действия в экстремальных
условиях, 2010 год
Работники отраслей промышленности и АПК, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за достижения в труде,
2010 год

 

   
  Уважаемые друзья! Электронное периодическое издание «Трудовая слава России», www.slavatrud.ru, начавшее работу 1 января 2011 г., стало первым общероссийским медиа-проектом, специализирующимся на освещении созидательных событий национальной жизни. С 11 февраля 2013 г. проект развивается в формате сетевого издания «Время России» по адресу www.времяроссии.рф. Тематика остается прежней. Она выражена в слогане: «Говорите о главном!», и подзаголовке: «Летопись национального созидания и ратной доблести». Интернет-ресурс «Трудовая слава России» временно переходит в архив. В перспективе на этой площадке планируется создать не имеющий аналогов Интернет-ресурс, акцентирующий внимание на персональных трудовых достижениях наших сограждан. Живем по «Времени России»! Перейти в новое пространство проекта >>>