ЗАХАРОВ Марк Анатольевич, художественный руководитель государственного учреждения культуры города Москвы «Московский государственный театр «Ленком». Награждается
за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Основание: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 1460 «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени Захарова М.А.».
*
Художественный руководитель государственного учреждения культуры города Москвы «Московский государственный театр «Ленком», театральный и кинорежиссер, профессор, народный артист СССР (1991), лауреат Государственных премий СССР и России.
Родился 13 октября 1933 г. в Москве.
В 1955 г. закончил актерский факультет (курс И.М. Раевского) ГИТИСа (ныне – РАТИ). Получил распределение в Пермский областной драматический театр. Режиссурой начал заниматься в 1956 г. в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета.
В начале 1960-х гг. работает в Студенческом театре эстрадных миниатюр МГУ. Именно здесь Захаров ставит спектакли, сделавшие его имя известным не только кругу московской интеллигенции.
В 1965 г. Валентин Плучек приглашает молодого режиссера в театр Сатиры, где в 1967 г. Захаров ставит знаменитый спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому. Спектакль был сыгран около 40 раз, имел огромный успех у зрителей, но был запрещен Министром культуры СССР Е.А. Фурцевой.
Репертуар доленкомовского периода Марка Захарова обширен и разнообразен. Можно выделить спектакль «Разгром», поставленный Захаровым в театре имени Вл. Маяковского с А. Джигарханяном в главной роли. У этого спектакля тоже был трудный путь к зрителю и блестящая дальнейшая судьба.
1960-е гг. – время становления мастера, время интенсивного поиска своего творческого лица и время ожидания своего Дома. Такая возможность представилась в 1973 г., когда Захарову было предложено возглавить Московский театр имени Ленинского Комсомола. С приходом Марка Захарова этот театр стал одним из самых популярных в стране.
Режиссура Марка Захарова достигла пика зрелости в начале восьмидесятых годов, когда интеллигенция тянулась к театру как к единственной возможности духовного самовыражения. Многие его работы вошли в историю российской режиссуры. Марк Захаров воспитал не одно поколение звезд российского театра. Каждый спектакль Захарова становится событием театральной жизни Москвы. Это – «Тиль», «В списках не значился», «Иванов», «Парень из нашего города», «Жестокие игры», «Юнона и Авось», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Чайка», «Королевские игры», «Варвар и еретик», «Мистификация», «Город миллионеров», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Вишневый сад».
Одновременно с работой в театре М.Захаров заявил о себе и в кинематографе, снял фильмы, которые подарили ему популярность и любовь миллионов теле и кинозрителей. Среди них – «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».
Марк Захаров – Президент Благотворительного фонда им. К.С. Станиславского. Автор многочисленных публикаций по проблемам театра и общественной жизни.
Источник: сайт www.lenkom.ru.