ГЛОНАСС покроет всю Землю до конца года
Орбитальная группировка ГЛОНАСС в 2011 году станет полной, в ее составе появятся аппараты нового поколения. Об этом заявил генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич. «Этот год характеризуется тем, что полностью будет развернута орбитальная группировка, плюс – мы начинаем летно-космические испытания космического аппарата нового поколения «Глонасс-К», который даст большие возможности для потребителей всей системы», – сказал Урличич.
Генеральный конструктор ГЛОНАСС напомнил, что штатная численность орбитальной группировки системы составляет 24 космических аппарата, развернутых в трех орбитальных плоскостях на высотах более 19 тысяч километров. Сегодня на орбите работает 21 спутник. Полностью развернутая группировка ГЛОНАСС позволяет покрывать навигационными сигналами всю территорию земного шара, а также пространство над земной поверхностью на высотах до 2 тысяч километров, что позволяет пользоваться навигационными сигналами самолетам, низколетящим космическим аппаратам, а также всем морским судам.
По словам Урличича, если первые навигационные спутники 20-30 лет назад позволяли определять местоположение с точностью до сотен метров, то в перспективе точность навигационных сигналов будет сантиметровой. «Сейчас мы имеем в абсолютных измерениях единицы метров. Более того, при развитии системы ГЛОНАСС мы надеемся получить субметровые точности в следующие 10 лет», – сказал Урличич.
Конструктор отметил, что сегодня только Россия и США имеют глобальные навигационные системы. «Все остальные страны не смогли создать такие системы, несмотря на многие усилия», – сказал Урличич. Он отметил, что навигационную систему начинает создавать Китай, который запустил навигационные спутники на геостационарную орбиту, а также начинает запускать космические аппараты на средние орбиты. Кроме того, объединенная Европа создает навигационную систему «Галилео». «Но, к сожалению, сроки о создании этой системы сдвигаются. Она вступит в строй не раньше 2017 года», – сказал Урличич.
3 новых спутника должны были пополнить систему ГЛОНАСС еще в конце 2010 года. Однако из-за ошибок в расчетах они упали в Тихий океан в полутора тысячах километров от Гонолулу. Как выяснила специальная комиссия, все ступени и системы ракеты отработали штатно. Спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили полторы тонны лишнего топлива.
Источник: государственный Интернет-канал «Вести.Ru»
*
С 2013 года автомобили в России оснастят терминалами «ЭРА ГЛОНАСС»
В 2011-2012 годах на развитие Федеральной программы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС» будет выделено более двух миллиардов рублей, сообщила пресс-служба федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС). «Средства пойдут на техническое проектирование компонентов системы и создание навигационно-информационных центров, обеспечивающих ее работу в режиме опытной эксплуатации», – говорится в сообщении НИС.
В нем отмечается, что специалистами НИС (единственный исполнитель госконтракта «Создание системы экстренного реагирования при авариях») разработан и сдан госзаказчику (Роскосмосу) эскизный проект системы «ЭРА ГЛОНАСС», включающий 10 действующих макетов всех основных компонентов системы. «Разработаны требования к автомобильным терминалам, подготовлены изменения в нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми все новые автомобили, получающие одобрение типа транспортного средства после 1 января 2013 года должны быть оснащены терминалами «ЭРА ГЛОНАСС» в обязательном порядке», – говорится в сообщении.
«В 2011 году планируется начать выпуск опытных образцов терминалов на базе различных российских производителей. К концу года в режиме опытной эксплуатации начнут функционировать федеральный и региональные навигационно-информационные центры в Москве и Санкт-Петербурге», – заявил генеральный директор федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС" Александр Гурко, слова которого приведены в сообщении.
Гурко отметил, что в ряде областей (Московская, Ленинградская, Калужская, Курская, Рязанская) совместно с МВД, МЧС и администрациями регионов проведены тренировки по отработке реагирования на аварии с использованием координатной информации, получаемой от прототипов терминалов. «Уверен, что программа «ЭРА ГЛОНАСС» позволит спасти тысячи человеческих жизней, и станет платформой для развития системных и бизнес решений на базе технологий ГЛОНАСС, даст новый импульс развитию отечественной микроэлектроники», – сказал Гурко.
По информации НИС, финансирование программы «ЭРА ГЛОНАСС» предусмотрено распоряжением правительства РФ №13-р от 11 января 2011 года – о бюджетных ассигнованиях на мероприятия по реализации проектов, одобренных комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, передал «Интерфакс».
«ЭРА ГЛОНАСС» – система экстренного реагирования при авариях, основанная на применении отечественной системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС. Система проектируется в соответствии с распоряжением правительства России.
«ЭРА ГЛОНАСС» предназначена для профилактики ДТП и ускорения оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях. Система будет включать навигационно-телекоммуникационные терминалы, которые начнут массово устанавливаться на транспортные средства, начиная с 2013 года и соответствующую инфраструктуру, охватывающую все субъекты Федерации.
При тяжелой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет координаты пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с серверным центром системы мониторинга и передает данные об аварии по каналам сотовой связи оператору. Оператор голосом уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет уточненную информацию с координатами ДТП в службы экстренного реагирования (МЧС, Скорую помощь, ГИБДД). Водитель или пассажиры также могут вручную включить устройство, передать данные и связаться с оператором. Целью системы является профилактика ДТП и ускорение прибытия экстренных служб; повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок; коммерциализация ГЛОНАСС – создание массового навигационного рынка услуг и оборудования; развитие отечественного производства, импортозамещение зарубежных навигационных технологий и продуктов; обеспечение конкурентоспособности оборудования и услуг на основе ГЛОНАСС; создание условий для экспансии технологий ГЛОНАСС на внешние рынки.