Печатать

Туяна Тугутова: Единая Россия – единая нация

Печать
Печать

08 Июнь 2011

Печать

Член правления Национального центра трудовой славы, председатель Национального координационного совета Объединения потребителей России Туяна ТУГУТОВА размышляет об актуальных вопросах повышения престижа труда, развития движения в защиту прав и интересов потребителей, других слагаемых национального единства.

 

***

 

Национальное единство является важнейшим ресурсом модернизации экономики и социальной сферы, обуздания коррупции, повышения глобальной конкурентоспособности страны – достойного ответа на системные вызовы, стоящие перед Россией в XXI веке.


Базовые слагаемые такого единства – социальное партнерство, конструктивная гражданская активность, межэтническое и межконфессиональное согласие.


Императивом работы институтов гражданского общества, государственно-общественного действия является реализация проектов, нацеленных на повышение качества этих слагаемых.


Проектный подход, ставший визитной карточкой Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», лежит в основе идеи создания Общероссийского народного фронта и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.


Поощрение проектов и людей, их осуществляющих, поощрение конкретной содержательной инициативы – необходимое условие поступательного развития страны.

 

*

 

Одним из главных вызовов сегодняшнего дня является социальная стратификация.


Сошлемся на авторитетное мнение директора ВЦИОМ Валерия Федорова. В статье «Два мира, две России. Наше общество разделилось на совершенно разные, но одинаково пассивные части» (Московский комсомолец, 14 октября 2010 г.) эксперт отмечает, что расслоение общества «на верхи и низы, на выигравших и проигравших, на новых хозяев жизни и их обслугу является главным препятствием для социального мира».


Одним из ключевых направлений развития социального партнерства, утверждения принципов социальной справедливости и гражданской солидарности является повышение престижа труда.


Как известно, в последние месяцы названная проблематика выдвинулась в число приоритетов внутриполитической повестки дня: в частности, обсуждалась на встрече Президента России Д.А.Медведева с активом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 28 апреля т.г.
Речь идет о повышении престижа рабочих и других массовых профессий, инженерно-технических и научных специальностей, инновационной деятельности.

 

Подчеркнем: важность повышения престижа труда обусловлена не только дефицитом квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров, но самым широким кругом социально-экономических и социально-политических задач.

 

Как отмечается в презентации Программы «ТРУДОВАЯ СЛАВА РОССИИ», реализуемой на площадке Центрального совета сторонников Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Автономной некоммерческой организацией содействия повышению престижа труда и социального статуса трудящихся «Национальный центр трудовой славы» во взаимодействии с профильной Комиссией ЦСС ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по работе с профсоюзами и отраслевыми общественными объединениями, «крайне низкий престиж рабочих и других массовых профессий, труда в целом – это:

 

социальная стратификация, девальвация духовно-нравственных ценностей;

 

снижение привлекательности инженерно-технических и научных специальностей, ресурса инновационной активности;

 

восприятие рабочих специальностей как социально ущербных – слабый приток молодежи в реальный сектор экономики – дефицит рабочих кадров – острый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров;

 

широкое распространение, прежде всего, среди рабочей молодежи, экстремизма, националистических идей и ксенофобских настроений;

 

негативное отношение значительной части населения к предпринимателям;


критическое сужение социальной базы модернизации».

 

Речь идет о комплексной проблеме, решение которой предполагает наращивание производительности и оплаты труда, улучшение его условий, модернизацию системы профессионально-технического образования и социальной инфраструктуры.


Все эти вопросы находятся в фокусе внимания трехсторонних органов, прежде всего, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны Комиссии.


Эти вопросы находятся в фокусе внимания Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», концептуализированы в рамках проекта «Достойный труд» (координатор – А.К.Исаев).

 

Одновременно исключительное значение приобретает информационно-просветительская, пропагандистская работа по утверждению принципов трудового созидания, формированию эффективного общенационального института морального поощрения и общественного признания человека труда.


Такой институт призван продемонстрировать обществу трудовые достижения российской нации и наших сограждан – НАСТОЯЩУЮ, А НЕ ГЛАМУРНО-ФАЛЬШИВУЮ ЖИЗНЬ НАСТОЯЩЕЙ РОССИИ, лучшие практики социально-трудовых отношений и эффективного управления; придать действенный импульс оздоровлению ценностного климата, утверждению в сознании подрастающего поколения конструктивных жизненных ориентиров.


Упомянутая Программа «ТРУДОВАЯ СЛАВА РОССИИ» предусматривает создание одноименного Интернет-портала – ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ДОСКИ ТРУДОВОГО ПОЧЕТА (запущена тестовая версия – www.slavatrud.ru); издание альманаха «НАЦИОНАЛЬНАЯ КНИГА ТРУДОВОГО ПОЧЕТА И РАТНОЙ СЛАВЫ» (вышла в свет пилотная версия за 2010 год); реализацию целого ряда других проектов – новых центров медийного и общественного внимания.


Как подчеркнул В.В.Путин в отчете о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год, представленном в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 20 апреля 2011 г.: «Нам крайне важно повышать конкурентоспособность и профессиональный статус работников, престиж рабочих профессий. <...> Мы часто критикуем наши средства массовой информации. ...все-таки редко мы видим на общенациональных каналах примеры добросовестного и эффективного или героического труда людей именно рабочих профессий, а на их горбу все держится, между прочим».


Программа «ТРУДОВАЯ СЛАВА РОССИИ» нацелена на создание новых коммуникаций, представляющих на системной основе в масштабах страны передовиков отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы, лидеров других профессиональных сообществ (предпринимателей, ученых, инженерно-технических работников, деятелей культуры и спортивного движения), на сбалансированную демонстрацию вклада всех профессиональных групп нашего общества в единый национальный успех.


Такая Программа является наглядным примером значимой проектной гражданской инициативы и поддержки такой инициативы со стороны Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

 

*

 

В России развивается конструктивная гражданская активность, связанная с защитой своих прав. Ярким примером является растущее движение в защиту прав потребителей, в том числе, в сфере услуг ЖКХ.


Защита прав потребителей – важная форма гражданского правосознания.


Общероссийским общественным движением в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» подготовлен первый в новейшей истории России системный доклад «Легко ли быть потребителем в России? Взгляд на первое десятилетие XXI века и ближайшие перспективы».

 

Как отмечается в докладе:


Каждый из нас – граждан России – является потребителем. Мы – потребители – главные действующие лица национальной экономики. К сожалению, мы этого пока не осознали.


В 2012 году исполняется 20 лет Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». Пройдя все этапы формирования рыночных отношений, национальный потребитель не только не получил должные социально-экономические дивиденды, но и оказался подвержен новым рискам и угрозам. Положение потребителя значительно ухудшилось за последние шесть-семь лет. Связано это с целым комплексом взаимосвязанных причин и следствий.

 

Сначала в ходе административной реформы при передаче функций по защите потребителей в Роспотребнадзор не был использован опыт антимонопольного ведомства в этой сфере. Позднее муниципальная власть фактически лишилась возможности контролировать локальный рынок, защищать интересы потребителей на местном уровне. В течение последних лет все контролирующие федеральные органы, включая МВД России, ограничивались в полномочиях по пресечению правонарушений в области потребительского рынка. Снижение числа проверок приводит к массовым нарушениям прав потребителей со стороны предпринимателей. Уменьшив бремя контроля для бизнеса, государство, тем самым, переместило на потребителей необходимость решать свои проблемы самостоятельно.


В этот же период потребительское законодательство перестало развиваться и совершенствоваться системно как самостоятельная отрасль гражданского права, снизилось и общественно-политическое значение правового регулирования потребительских отношений.


Одновременно в самом общественном потребительском движении появилась стагнация. В первую очередь – из-за отсутствия необходимой любому общественно-социальному и некоммерческому проекту государственной поддержки, как идеологической, так и финансовой.


Таким образом, в первое десятилетие нового века российский потребитель, при жестко наступающем на его права и интересы бизнесе, оказался еще более уязвим, чем раньше.

 

Вместе с тем очевидно, что государство непосредственно заинтересовано в стабильном положении потребителя, повышении качества и уровня жизни граждан. Такие цели стали декларироваться как приоритетные в корпусе президентских посланий Владимира Путина и были окончательно сформулированы в «Стратегии 2020». Идеологически эти ценности были подтверждены и в послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию 2010 года, в котором он напомнил, что его политическая стратегия заключается также в том, чтобы «поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень». Поэтому повышение уровня жизни граждан, который не может расти вне взаимосвязи с надежностью их потребительской безопасности, является фактически бессрочным государственным  приоритетом. При такой перспективе роль общественных объединений потребителей как негосударственного субъекта будет постоянно возрастать.


... перспектива работы структур, входящих в систему защиты прав потребителей, в частности, общественных объединений,  видится  в усилении  в их деятельности роли контрольных мероприятий, в увеличении объемов законодательных инициатив,  информационной помощи населению.


В сложившейся ситуации и при существующих тенденциях в экономике, единственно реальной возможностью защиты прав  российских потребителей является их самоорганизация и объединение в общественные организации для отстаивания своих интересов.


Но на сегодня приходится признать, что роль общественных организаций потребителей малозаметна в общероссийском масштабе, а само потребительское движение пока не является массовым и активным, не влияет сколько либо серьезно на социально-экономическую жизнь страны.


Всего в России существует не более трехсот активно работающих на местном и региональном уровне обществ по защите прав потребителей, хотя общее их число, как зарегистрированных организаций, примерно в два раза больше. Действуют также две общероссийские организации – Союз потребителей Российской Федерации и Объединение потребителей России.

 

На наш взгляд, важным шагом в развитии движения в защиту прав потребителей могло бы стать формирование – при поддержке Общероссийского народного фронта и Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – Национального координационного комитета в защиту прав и интересов потребителей.


Такой комитет призван объединить не только общественные и другие некоммерческие организации российских потребителей, но и коммерческие организации – продавцов продуктов и услуг, представителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, средств массовой информации.


С соответствующей инициативой выступает Объединение потребителей России. В основе такой инициативы лежит принцип Общероссийского народного фронта как равноправной площадки для консолидации усилий институтов гражданского общества в решении актуальных общенациональных задач при поддержке ведущей политической партии.

 

*


Для любой полиэтничной и многоконфессиональной страны одной из важнейших внутриполитических задач является предотвращение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, противодействие ксенофобским настроениям.


Нигде и никогда в этой сфере не был достигнут идеальный результат. Ситуация в России также далека от идеальной. Всплески этнического национализма, столкновения на межэтнической почве свидетельствуют о достаточно остром характере проблемы.
27 декабря 2011 г. состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Мероприятие было посвящено укреплению межнационального согласия.


Соответствующая проблематика нашла развитие в рамках заседания президиума Государственного совета Российской Федерации о мерах по укреплению межнационального согласия, состоявшегося 11 февраля 2011 г. в столице Башкортостана г. Уфе.


Названные мероприятия можно с полным основанием охарактеризовать как знаковые. Не просто сформулирован широкий комплекс мер, но четко обозначен принципиально новый вектор нациестроительства, развития межэтнического и межконфессионального диалога, культуры общежития в полиэтнической многоконфессиональной стране.


Как отметил Д.А.Медведев: «После возникновения тех или иных проблем всегда возникает предложение создать новую структуру, ещё одно министерство, скажем так, очередной «миннац». Но я напомню, что деятельность подобных органов в прежних ситуациях, в прежней жизни никогда чем-то выдающимся не отличалась, они никогда не были особо эффективны. Поэтому хотел бы вам сказать, что мы не будем по этому поводу создавать новых структур. Нечего плодить новых бюрократов, начальников с «мигалками» и соответствующие аппараты. Надо браться за работу самим – всем, кто присутствует в этом зале».


Основной вывод: вопросы укрепления межэтнического и межконфессионального согласия являются предметом повседневной деятельности всех уровней власти, в том числе муниципальной, широкого круга министерств и ведомств, и, безусловно, институтов гражданского общества. Эффективное решение «национального вопроса» в принципе возможно только в рамках государственно-общественного партнерства с заинтересованным участием СМИ.


Как отметил президент Республики Башкортостан Р.З.Хамитов, выступая на заседании 11 февраля 2011 г.: «...межнациональные противоречия есть продолжение экономических и социальных задач, которые мы должны решать всем миром, а наличие отдельного министерства вроде как снимет ответственность со всех остальных. Ведь национальная политика государства включает в себя вопросы идеологии, экономики, культуры, языка, кадров, образования, средств массовой информации, безопасности и многое другое. <...> Гармонизация межнациональных отношений является задачей всего общества, а не только чиновников и не столько чиновников. Решать её надо силами всего общества».


Административные и репрессивные меры со стороны государства, безусловно, необходимы. Но они, как правило, ориентированы на следствия, проявления тех или иных проблем, и не способны устранить причину болезни.


Пресечь деструктивные тенденции, вызванные ростом ксенофобии, можно лишь путем противопоставления идеям этнонационализма, религиозного превосходства других идей – не менее привлекательных, способствующих позитивной самоидентификации человека.


Конечно, далеко не все такие идеи эффективны в российских условиях. В частности, сегодня сложно надеяться на успех политики «экономического патриотизма» – роста патриотизма и национальной консолидации вследствие опережающего по отношению к большинству стран мира роста уровня жизни граждан страны.


Тем не менее, необходима активизация работы по утверждению и развитию общероссийской гражданской идентичности, поиск эффективных методов такой работы.


Формирование полноценной гражданской нации предполагает сплочение всех граждан страны независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, места жительства, пола, возраста, рода деятельности и других отличительных идентичностей, развитие – наряду с этнокультурной (иной партикулярной) идентичностью – консолидирующей национально-государственной.


Формирование гражданской политической нации не может происходить вне сильного гражданского общества. Потенциал строительства гражданского общества или политической нации сверху имеет безусловные ограничения. Государство здесь может скорее создавать или не создавать благоприятные условия.


Государство на протяжении всей истории России играло главенствующую роль в жизни страны (исключением из этого правила является преодоление Смутного времени). Как заметил Павел Милюков: «Если в Европе сословия создали государство, то в России государство создало сословия». Чрезмерный этатизм всегда был свойственен российской внутренней политике.


Сегодня мы являемся свидетелями и творцами постепенного перераспределения властных и функциональных полномочий в пользу институтов гражданского общества. Мы находимся в самом начале пути. Степень, в которой нам удастся по нему продвинуться во многом определит устойчивость нашей социально-экономической и политической системы.

 

Оценивая уровень зрелости российской нации, на наш взгляд, важно не впадать в две крайности. Первая состоит в безоговорочном признании существования в России полноценной гражданской политической нации. Вторая – в отрицании российского гражданского национального проекта.


Считаем, что мы имеем веские основания говорить о современной российской нации как о реальности. Но при этом должны отметить: в ней велик удельный вес историко-культурного наследия и советского прошлого, акцента на этнокультурной и конфессиональной составляющей.


«…мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации, – подчеркнул В.В.Путин во вступительном слове на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, состоявшейся 5 февраля 2004 г. в столице Республики Чувашия г. Чебоксары. – Есть, на мой взгляд, нечто такое, что нас всех объединяет. Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность тоже. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство».


Являясь правопреемником СССР, Россия с полным основанием предъявляет права и на построенную в рамках советского строя нацию-согражданство – советский народ. Думается, что проекция советского самосознания во многом определяет характер современной российской гражданской нации.


Однако стабилизирующий эффект такого самосознания имеет неизбежную тенденцию к затуханию. Полагаем, подтверждением тому являются повторяющиеся «выхлопы» этнического национализма в противовес гражданскому единству.


Одновременно, отрицание российского гражданского национального проекта очень часто скрывает узкогрупповые интересы, реализуемые через эксплуатацию этнической и религиозной риторики, мобилизацию этнорелигиозного фактора.


На наш взгляд, первоочередной задачей является модернизация российской гражданской нации, ее возрастающее отождествление с задачами, стоящими перед современной Россией, и консолидацией в их решении.


В этой связи, напомним знаменитую формулу Ж.Э.Ренана в интерпретации испанского философа Х.Ортеги-И-Гассет: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем: воспоминание о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим – вот существенные условия для создания наций. Позади – наследие славы и раскаяния, впереди – общая программа действий. Жизнь нации – это ежедневный плебисцит».


Приведем слова Д.А.Медведева: «Сочетание единства и многообразия в целом делает нас сильной и влиятельной нацией. Но это состояние не является раз и навсегда данным (достаточно вспомнить события конца 80-х годов, достаточно вспомнить, что произошло с Советским Союзом), такого рода гармония достигается повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти».

 

Важным шагом в организации системной работы по утверждению общероссийской гражданской идентичности, развитию российской гражданской нации могло стать создание в рамках Общероссийского народного фронта неформального Комитета гражданского действия «Российская нация».


Работа по утверждению общероссийской гражданской идентичности способна принести зримый успех только в том случае, если будет восприниматься самым широким кругом институтов гражданского общества, СМИ, лидеров общественного мнения как важное направление своей деятельности.


Отметим, что национальная консолидация является приоритетом идеологии и системной работы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».


Как подчеркивает А.К.Исаев: «Для «ЕДИНОЙ РОССИИ» всегда было честью апеллировать в своей пропаганде и агитации ко всему обществу. «ЕДИНАЯ РОССИЯ», что подчеркивалось неоднократно, – это единственная партия на российской политической сцене, которая последовательно отстаивает то, что называется в политической культуре национальным интересом. То есть, партия последовательно выступает за политическое представительство не отдельных групп граждан, а всего общества, обращаясь к гражданской солидарности людей вне зависимости от их имущественных, культурных, образовательных, религиозных и национальных различий. Это сложная, но выполнимая задача, которую решают в основном как раз во всем мире консервативные партии. К числу таковых относится и «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

 

Убеждены: повышение роли институтов гражданского общества, наращивание конструктивной гражданской правозащитной активности, появление новых резонансных гражданских инициатив, формирование новых форм взаимодействия общественных объединений с Партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», органами государственной власти является видимым воплощением нового судьбоносного вектора развития нашей страны.

 

Тугутова Туяна Фридриховна – Председатель Национального координационного совета Объединения потребителей России, член правления Национального центра трудовой славы.

телефонная база би санкт петербург на сайте определение местоположения человека через мобильный телефон здесь справочник телефонов зеленодольска как найти человека по номеру паспорта и фамилии как прочитать чужие смс со своего телефона телефонная база данных москвы 2012 найти адрес по номеру телефона в спб телефонная база петербурга сотовые справочник домашних телефонов витебск как узнать номер телефона по адресу в казахстане тут найти по здесь телефонная база пермской области найти человека курске по фамилии база питера телефонная питер справочник мобильных телефонов рб местонахождение абонента мобильного телефона узнать местонахождение человека мобильному телефону здесь здесь здесь телефонная база города наро-фоминск телефонная база on-line справочник адресов справочник телефонов города орска поиск по номеру сотового телефона в москве щелково московская телефонная база онлайн sitemap