ОСИПОВ Юрий Сергеевич, президент Российской академии наук. Награжден
за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю добросовестную работу
Основание: Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2006 г. № 682 «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени Осипова Ю.С.».
*
Выдающийся математик и механик, президент Российской академии наук.
Родился 7 июля 1936 г. в Тобольске (в н/в – Тюменская обл.).
В 1959 г. окончил физико-математический факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
В 1959–1961 гг. работает инженером в отраслевой организации.
В 1961–1969 гг. – аспирант, ассистент, доцент Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
В 1965 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.
В 1969–1993 г. работал в Институте математики и механики Уральского научного центра АН СССР (до 1970 г. – Свердловское отделения Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР), с 1986 г. по 1993 г. – директор Института.
В 1971 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
С 1993 г. по 2005 г. руководил Математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН.
В 1984 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1987 г. избран академиком АН СССР.
С 1991 г. – президент Российской академии наук.
Основные научные исследования Ю.С. Осипова посвящены теории управления, дифференциальным уравнениям и их приложениям. Им построена теория управления многомерными системами по принципу обратной связи в условиях неопределенности, охватывающая объекты, описываемые неоднородными граничными задачами для уравнений математической физики, дифференциально-функциональными уравнениями, абстрактными уравнениями с неограниченными операторами, а также объекты, обладающие эффектом последействия в управляющих силах и др.
Ю.С. Осиповым развита спектральная теория стабилизации движений стационарных и периодических систем с запаздыванием, позволяющая в наглядной геометрической форме в терминах собственных векторов системы и направлений управляющих сил указать эффективные условия стабилизируемое и построить в задачах стабилизации полный аналог теории Ляпунова устойчивости по первому приближению и в критических случаях. Им доказан принцип сведения в теории критических случаев устойчивости систем с последействием и выполнен большой цикл работ, посвященных задачам оптимального управления при наличии фазовых ограничений, где выяснены условия разрешимости задач и структура решений.
Ю.С. Осиповым предложен и развит новый подход к конструированию вычислительных алгоритмов, ориентированных на работу в «реальном» времени в условиях неполной и меняющейся информации о данных задачи, и решен ряд конкретных задач, в частности, ряд обратных задач динамики, состоящих в позиционном восстановлении неизвестных возмущений, действующих на объект, по приближенным оценкам его фазовых состояний.
Научные достижения Ю.С. Осипова находят отражения в прикладной тематике, связанной с созданием образцов новой техники. Им выполнен цикл исследований по плавности и устойчивости движения транспортных средств специального назначения, на основании которых были при его участии сконструированы и внедрены в серийное производство регулируемая пневматическая подвеска и опорно-сцепные устройства принципиально нового типа, обеспечивающие требуемые характеристики движений.
Многие годы Ю.С. Осипов являлся руководителем широкого круга опытно-конструкторских работ, связанных с созданием летательных аппаратов. Проведенные под его руководством и при личном участии фундаментальные и прикладные исследования доведены до реализации в конкретных изделиях. В этих работах на базе ЭВМ созданы математические модели функционирования изделий, разработаны и реализованы алгоритмы управления в рамках конкретных аппаратурных ограничений, даны оценки качества и эффективности процессов управления, проведено предиспытательное и послеиспытательное моделирование.
Результаты исследований непосредственно использованы при создании и натурной отработке изделий – они позволили выбрать и улучшить ряд важнейших технических характеристик комплексов новой техники, сданных в эксплуатацию.
Источник: Интернет-портал Российской академии наук, www.ras.ru.